Шрифты, типографика в дизайне

Типографика — это элемент хорошего дизайна.
Она «окрашивает» слова в нашем языке и придаёт им смысл.
ГЛАВА 5/6
Как правило, типографику связывают с оформлением книги и созданием шрифта. Так сложилось исторически. В 1929 году Стенли Морисон дал определение типографики, ставшее классическим: «…искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению.» Сегодня типографику можно увидеть везде — на дорожном знаке и в мобильном приложении.
Содержание
  • 1
    Краткая история о том, как из наскального рисунка рождалась буква. От буквы до алфавита. Идеограмма или логограмма. Что такое графема.
  • 2
    Определение термина «типографика», перевод Максима Жукова книги Эмиля Рудера «Типографика». Типографика — наука или искусство?
  • 3
    Строчная высота букв, кегль, интервалы. Семейство, гарнитура, шрифт, начертание. Стиль шрифта, вес, контраст.
  • 4
    Золотое сечение. Как создать свою систему. Использование традиционной схемы в дизайне книг и в веб-дизайне.
  • 5
    Данный раздел содержит упрощенный взгляд на общую классификацию шрифтов. В основу положена «официальная» система Vox-ATypI.
  • 6
    Терминология Владимира Ефимова и Владимира Кричевского. Небольшой справочник основных терминов с иллюстрациями.
  • 7
    Основные правила сочетания шрифтов на основе параметров. Рекомендации и трюки для гармоничного сочетания шрифтов.
  • 8
    Основные правила сочетания шрифтов на основе параметров. Рекомендации и трюки для гармоничного сочетания шрифтов.
  • 9
    Основные правила сочетания шрифтов на основе параметров. Рекомендации и трюки для гармоничного сочетания шрифтов.
  • 10
    В обзор войдут книги на английском и русском языках. Больше внимания уделю книгам на русском: «Основы стиля в типографике» Роберта Брингхерста, «Книга про буквы от Аа до Яя» Александра Гордона, «Типографика. Руководство по оформлению» Эмиля Рудера, «Живая типографика» Александра Королькова.
  • 11
    Проверьте свои знания по типографике, ответьте на 10 вопросов. Навыками типографики должен обладать каждый дизайнер. Форматирование текста, разработка логотипа, создание открытки или верстка многостраничного издания требует определенных навыков работы в графических программах и знания основных законов.
  • 12
    Советы по выбору шрифта
    Как часто вы задумываетесь над тем, какой выбрать шрифт? Авторы ролика Canva Design School дают советы начинающим дизайнерам. Создавая дизайн, задумайтесь, какое будет сообщение и как вы хотите его донести.

История шрифта

От рисунка до буквы. От наскальной живописи в пещере Ласко до Финикийского алфавита

От буквы до алфавита

Первые буквы выглядели не так, как мы привыкли их видеть. Древний человек, изображая охоту в пещере, передавал первое сообщение с помощью картинок. В дальнейшем рисунки стали пиктограммами, а буквы прошли долгий путь до современного вида в алфавите. Первые буквы появились задолго до появления первых книг.

Пиктографическое письмо (от лат. pictus — нарисованный и греч. grpho — пишу) — рисуночное письмо, пиктография, отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков.
Пиктограммы были отвлеченными от фундаментальных понятий рисунками основных объектов и идей, таких как мужчина, женщина, огонь, еда, дерево и укрытие. Они выполняли функцию современных комиксов и рассказывали истории об охоте и быте древнего человека.
Идеограмма или логограмма
В логографическом письме появилась возможность передавать отвлеченные, сложные понятия, и оно было понятно большинству народов, но грамматические изменения ему всё-таки не под силу.
Утверждение «человек не может не общаться» известно как первая аксиома коммуникации по Вацлавику (из книги Эрика Шрикермана «О шрифте»). В этой же книги автор рассказывает историю о том, как его приятель посетил Японию и был необычайно расстроен тем фактом, что не мог прочитать ни ценников, ни дорожных знаков. Тех, кто был в этой стране, можно разделить на две группы. Первые умеют «читать» картинки, отсутствие текста не доставляет им дискомфорта, вторая группа людей чувствуют себя потерянными, потому что ничего не понимают.


Не обязательно подписывать внизу этот знак. Сообщение понятно на любом языке
Согласно Википедии, прародителем буквы была графе́ма (др.-греч. γράφω, «пишу» + суффикс «-ема») — минимальная единица письменности: в алфавитных системах письма — буква (или другое отражение фонемы), в неалфавитных системах письма — слоговой знак, иероглиф, идеограмма и другие.
Одна и та же графема принимает различную форму (аллографы, глифы, начертания), но сохраняет некоторую схему построения, «скелет» буквы или знака, дискретно отличающий его от других букв (знаков) данной письменности, независимо от гарнитуры шрифта, индивидуального почерка и прочего.

Пещера Ласко и схематичные изображения быков
«Человек не может не общаться»
— Поль Вацлавик
В «Книге про буквы: от Аа до Яя» Юрий Гордон приводит свои определения графемы. В одном из них он сравнивает конструкцию графемы с архитектурным сооружением, которое имеет колонны, крышу и основание, в другом — со зверем, у которого есть тело, лапы и хвост.
Что такое типографика?
На фото: Стенли Морисон на полосе газеты The Times, для которой Морисон разработал
знаменитый шрифт Times.
Согласно Википедии, типографика является одной из отраслей графического дизайна и представляет собой свод правил верстки печатного текста.

Как правило, типографику связывают с оформлением книги и созданием шрифта. Так сложилось исторически. В 1929 году Стенли Морисон дал определение типографики, ставшее классическим: «…искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению».

Стенли Морисон и Роберт Брингхерст определяли типографику как искусство, Ян Чихольд утверждал, что типографика — это больше наука, чем искусство. Эмиль Рудер определяет типографику как вид графического дизайна.
Эмиль Рудер «Типографика»
С лёгкой руки Максима Жукова на русском языке в 90-х годах появилась книга Эмиля Рудера «Типографика». В послесловии к книге Жуков пишет о том, что Рудер своим видением дополнил и расширил старые определения типографики, которые можно было найти в классических энциклопедиях. В трактовке Рудера, типографика — «это вид изобразительного искусства, род тиражной графики, чей художественный язык строится на применении типографского наборного материала: шрифта, украшения, линеек и т.п.», — пишет Максим Жуков.

Есть мнение, что в нашей стране этот термин стал широко применяться после выхода книги «Типографика» в переводе Максима Жукова.

Эмиль Рудер. Типографика
Легендарная книга в переводе Максима Жукова
«Типографика — …искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению»
— Стенли Морисон
Материалы к главе
  1. Владимир Эфимов «Новые Римские Времена». Очень подробная статья про Стенли Морисона и рождение Times New Roman.
  2. Дополняется
Основы типографики
Выбор шрифта — это очень серьёзно. Раньше шрифты создавались, чтобы решать проблемы при печати. Во времена печатной прессы и переноса краски с свинцовой буквы на бумагу, создатели шрифтов думали об износе буквы и затекании краски, поэтому на свет появились такие гарнитуры, как Hermes и Block. Мягкие контуры и низкий контраст букв скрывали износ при печати и позволяли получить большее количество оттисков.

Сегодня мы получаем информацию на дисплее Retina, поэтому современный вид шрифтов — отражение эстетических предпочтений дизайнера.

Строчная высота букв
Высота строчного знака определяет визуальный размер букв. Например, высота строчных знаков у буквы «Х» Helvetica выше высоты Times New Roman. Размер шрифтов одинаков.

Сравнение высоты (на рис.) строчных знаков у знаменитых шрифтов: Helvetica и Times New Roman. Визуальный размер шрифта определяется высотой строчного знака. Это значение меняется и отличается между шрифтами. У шрифтов с большей высотой строчного знака меньше выносные элементы. Например, на рис.А шрифты набраны одним кеглем, но высота строчных знаков в Helvetica больше, чем в Times New Roman. Это надо иметь в виду в случае, если вы подбираете подходящую пару выбранному шрифту. Ресурс Google Fonts поможет подобрать нужную пару по нескольким параметрам, и один их них будет высотой строчного знака.
Кегль
Слева. Кегль шрифта (point size) определяется одинаково как в металлическом, так и в цифровом наборе. Прямоугольники штрихом — кегельные площадки металлических литер или цифрового шрифта. И те, и другие определяют пространство, занимаемое буквами на странице.
Справа. Скриншот из графического редактора Adobe Illustrator.
Синяя линия показывает размер шрифта в пунктах.

Кегль (см. рисунок) — высота строчных букв + верхние и нижние выносные элементы + небольшое расстояние по краям. Ранее каждая буква отливалась самостоятельным блоком. Площадка, на которой она располагалась, была немного больше её. Отступы по краям площадки не давали соприкасаться с другими буквами. В современном, цифровом варианте шрифта кегль остался равен высоте площадки.
Типографский пункт (точка) — ед. изм. кегля шрифта.
Исторически сложилось указывать размер кегля в пунктах (pt). Существует несколько версий того, чему равна величина пункта. Подробнее можно прочитать в Википедии. Мы будем использовать величину, предложенную Adobe. Пункт — pt от англ. «point» — 1/72 дюйма. 1 дюйм = 72 пункта, поэтому пункт, введённый компанией Adobe, приравненный к 1/72 дюйма, то есть 25,5/72 мм = 0,3528 мм.
Интервалы
В примерах вверху: А — отрицательный, Б — нормальный, В — положительный трекинг. Слишком большой или маленький интервал выглядит неуместно и может затруднять чтение. Это не относится к специальным визуальным приёмам в графическом дизайне. Внизу на рисунке пример пробела в шрифтах IBM Plex Serif Regular и PT Sans Regular.
Трекинг — (от англ. tracking) — пропорциональное изменение расстояния между буквами (межбуквенных пробелов). Увеличение трекинга (разрядка) делает набор более разрежённым, светлым, уменьшение — более плотным и тёмным.
В отличие от кернинга, который регулирует расстояние между знаками в определенных парах («AV», «TA» и пр.), трекинг применяется к группе символов (слово, строка, абзац и т. д.).
Интервал между словами (на рисунке) равен строчной «i». Пробелы, больше, чем эта величина, ухудшают читабельность. Бытует мнение, что в русском языке слова длиннее, чем в английском, поэтому пробел между словами может быть шире. В Adobe Illustrator стандартный пробел равен величине «i».
Как посчитать длину строки
Не делайте слишком большую или короткую длину строк. Знайте, что 40-80 — оптимальное количество знаков в дизайне. Помните, что бывают исключения и не надо слепо следовать правилам. Простой способ вычислить длину строки — это метод Роберта Брингхёрста (Robert Bringhurst), который умножает размер шрифта на 30. Если величина кегля 10 px, умножая его на 30, получим 300 px или, приблизительно, 65 символов в строке.
Как рассчитать интерлиньяж
Хороший баланс между «воздухом» и цветом текста может зависеть от межстрочного расстояния. Можно рассчитывать интерлиньяж с помощью простой формулы «полтора». Для начинающих будет несложно запомнить правило.

Размер текста 16 пт, интерлиньяж — 24 px. 16 / 2 = 8 + 16 = 24.

Исключение: это правило хорошо работает в веб-дизайне. Делать верстку книги по этому правилу — не самая хорошая идея.
Шрифт или гарнитура
На рисунке показана гарнитура IBM Plex Serif, которая состоит из 4 шрифтов.
Возможно, эти два слова в типографики путают чаще всего: шрифт (font) и гарнитура (typeface).
Семейство — это набор стилистически связанных гарнитур (serif, sans-serif, mono, condensed и др.) В настоящее время в состав семейства Public type входят 3 гарнитуры: «ПТ Санс», «ПТ Сериф», «ПТ Моно». Выпускать Санс и Сериф в рамках одного семейства — это один из шрифтовых трендов.
Гарнитура (typeface) — это набор шрифтов в едином стилистическом решении. Шрифты в гарнитуре могут быть разной ширины, насыщенности или стиля.
Шрифт (font) — это графически упорядоченное изображение знаков системы письма: букв, цифр, символов, знаков препинания и т. д. Например, шрифт IBM Plex Serif на macOs выглядит как «IBMPlexSans-Bold.ttf», а семейство — это целая папка с шрифтами в одном стиле.
Начертание — это графический стиль шрифта в рамках гарнитуры. Определяется пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (светлое, полужирное, жирное и др.) наклоном знаков (прямое, курсивное или наклонное) и декоративной обработкой контура знаков (контурное, оконтуренное, оттененное и др.).
Чтобы понять насколько велика разница между понятиями «шрифт» и «гарнитура», попробую привести пример из музыки.
«Гарнитура» — это музыкальный альбом группы из нескольких песен, объединенные стилем и звучанием, а «шрифт» — это песня в этом альбоме.
Стиль шрифта
Проиллюстрированы начертания шрифта Univers от Linotype в разных стилевых особенностях. А,Б — наклон шрифта: прямой, наклонный (курсивный). В, Г, Д — насыщенность шрифта: светлый, полужирный, жирный. Е, Ё, Ж — пропорции шрифта: узкий, нормальный, широкий.
Согласно справочнику Паратайп, начертание шрифта — это вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (светлое, полужирное, жирное и др.), постановкой очка, или наклоном знаков (прямое, курсивное или наклонное), декоративной обработкой контура знаков (контурное, оконтуренное, оттененное и др.).
Насыщенность – отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака.
Количество степеней насыщенности может быть очень большим, как у Univers от Linotype, а их названия могут варьироваться. Многим шрифтам присущи три общих стиля: курсив, наклонный шрифт и капитель.
Курсив — печатный шрифт с наклоном основных штрихов приблизительно в 15°(убрано "и"), скруглёнными формами штрихов и их соединений, несколько напоминающий рукописный.
Не все шрифты имеют курсив. Например, начертание Univers 45 Light Oblique на рис. Г не курсивный, а наклонный шрифт.

Наклонный шрифт (Oblique) — шрифт, который наклонён механически или программно и не отличается строением букв от прямого начертания.
Капитель — начертание в гарнитуре, в которой строчные знаки выглядят как уменьшенные прописные.
Иерархия в вёрстке
Иерархия строится на контрасте и имеет несколько уровней. Контраст необходим для того, чтобы выделять главное, упорядочивать и быстро воспринимать информацию. Уровни контраста в типографике могут отличаться размером, цветом и типом шрифта.
  • Первая ступень имеет самый большой контраст, мы сразу замечаем заголовки первого уровня.
  • Вторая ступень, на этом уровне находятся подзаголовки, элементы, по которым пользователь быстро ориентируется в тексте
  • Третья ступень включает текстовые блоки, линии, различные элементы. Всё то, что мы называем контентом.
Вес шрифта
Благодаря весу вы можете управлять акцентами. Не так просто сбалансировать стили шрифта. Чтобы было проще, сфокусируйтесь на содержании текста или смысле. Определите характер и голос сообщения. Иногда смысл проще выразить нейтральным голосом.
Контраст
Контрастность должна учитываться при использовании шрифтов нескольких типов. Сначала определите отношения содержимого и назначьте подходящий вес. Так, когда есть четкие различия и ассоциации между контентом, клиенты смогут лучше ориентироваться в вашем дизайне.

Не существует жёстких правил, за исключением того, что следует соблюдать осторожность при использовании веса и размера, которые слишком близки друг к другу. Пользователи должны иметь возможность быстро воспринимать информацию и выявлять различия.
Масштаб
Масштаб создает последовательность в размерах элементов. Визуальная шкала типов превращает типографский баланс в заданное соотношение. Масштаб шрифтов играет очень важную роль. О нём нужно помнить и соблюдать правила. Например, заголовки должны быть больше, чем текст в разделе, заголовок H1 должен быть больше H2 и т.д. Самый крупный текст должен быть в теге H1, а самый маленький — в H4-H6.
Помните, что размеры не должны сильно отличаться друг от друга.
Золотое сечение
Правило золотого сечения выглядит так: последующий больший или меньший текст должен соответствовать числу Ф (более точное значение — 1.618).
При разработке сайта подобный подход используют не всегда, однако традиционные схемы создания макетов так или иначе базируются на нём.
Как создать свою систему
1
Начните с базового размера. Возьмём в качестве примера 16 пикселей. Ваш базовый размер зависит от требований к дизайну и является якорем иерархии шрифтов. Это зависит от вас, но мы рекомендуем 16 пикселей и выше, особенно если вы разрабатываете текст для мобильных устройств.
2
Выберите множитель шкалы (1.618 для Золотого сечения, 1.250 для Major Third, 1.33 для Perfect Fourth). Умножьте ваш базовый размер на множитель и округлите до ближайшего целого числа.

16 × 1.618 = 25,888 ≈ 26
3
Чтобы найти следующий больший размер, снова умножьте на множитель и округлите до ближайшего целого числа.

25,888 × 1,618 = 41,887 ≈ 42
4
Чтобы найти размеры меньше, чем ваш базовый размер, разделите вашу базу на множитель и округлите до ближайшего целого числа.

16 ÷ 1,618 = 9,889 ≈ 10
Классификация шрифтов
Слева три гарнитуры имеют засечки, отличительный признак шрифта. Helvetica — яркий представитель гротесков. Brush-up и Heroe — акцидентные шрифты.
Когда вы пытаетесь выбрать нужную вам гарнитуру, перед вами стоит нелегкий выбор. Один из вариантов (см. рисунок) — упростить классификацию шрифтов относительно их роли в дизайне. Выделим 3 большие группы:
  • Шрифты с засечками — антиква
  • Гротески, шрифты без засечек
  • Каллиграфические шрифты
Согласно ATypI (Международной ассоциации типографов) в группу каллиграфических шрифтов входят: рукописные шрифты (Script), глиптальные шрифты (Glyptal types), акцидентные (display), готическое письмо (Blackletter) и гэльский шрифт (Gaelic).

В реальной жизни редко встречаются задачи с использованием глиптальных или гэльских шрифтов. Гораздо чаще мы работаем с декоративными и акцидентными шрифтами, поэтому в этой классификации приводится иная трактовка, отличная от официальной.
1. Антиквы (шрифты с засечками)
Имеют общий отличительный признак — засечки. Засечки — короткий, обычно перпендикулярный штрих на конце буквы, с которого начинается и которым заканчивается основной штрих знака.
Антиквы старого и современного стиля: венецианская, итальяно-французская, барочная, романтическая, брусковая.
2. Гротески (рубленные)
Характеризуются малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. Форма овалов, степень открытости знаков и разноширинность — отличительные признаки, по которым гротески условно делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические.
Первые гротески появились сравнительно недавно, в XIX веке в Англии. Для шрифта характерна простая и геометрическая форма.
3. Декоративные шрифты (акцидентные)
Это декоративные, художественные шрифты. Они менее разборчивы, поэтому не используются для основного текста, но привлекают внимание. Акцидентный шрифт больше всего подходит для заголовка. Могут быть формальными и неформальными, также включают в себя готические гарнитуры.
Для декоративных шрифтов также целью является привлечение внимания. Делятся на новые и старые, на русской и латинской основе.
Рукописные шрифты имитируют почерк. Благодаря контуру они кажутся лёгкими при любых размерах. Рукописные шрифты делят на формальные и неформальные. Впервые они появились примерно в XVIII веке.

16 класических шрифтов

Шрифт является частью любого дизайна. Давай узнаем, отличишь ли ты Оптиму от Гельветики, Бодони от Кларендона, а Роквелл от Футуры. Чтобы сделать тест привлекательным, я изучил почти 200 постеров к фильмам и выбрал лучшие для проверки твоих знаний. Часть известных шрифтов, например, Баухаус или Блэк Купер сегодня почти не используются, поэтому они не вошли в тест.
Начать тест
На этих плакатах Arial, Helvetica или Univers?
Неверно. Это — Helvetica. Странно, но ты не узнал самый узнаваемый классический шрифт.
Правильно. Это — Helvetica. Самый узнаваемый классический шрифт. Разработан в 1957 году швейцарскими дизайнерами Максом Мидингером и Эдуардом Хоффманном.
Неверно. Это — Helvetica. Странно, но вы не узнали самый узнаваемый классический шрифт.
Далее
Проверить
Узнать результат
На афишах Bodoni, Clarendon или Times?
Неверно. Это — Bodoni, элегантный шрифт с засечками, разработанный Джамбаттистой Бодони
Неверно. Это — Bodoni, элегантный шрифт с засечками, разработанный Джамбаттистой Бодони
Правильно. Это — Bodoni, элегантный шрифт с засечками, разработанный Джамбаттистой Бодони в 1798 году. Он широко используется в дизайне логотипов и фэшн журналах.
Далее
Проверить
Узнать результат
На афишах Clarendon, Italic или American Typewriter?
Неверно. Это — American Typewriter, шрифт с засечками, имитирующий стиль печатной машинки
Неверно. Italic — это стиль символов в шрифте. Правильный ответ — American Typewriter, шрифт с засечками, имитирующий стиль печатной машинки
Правильно. Это — American Typewriter, шрифт с засечками, созданный в 1974 году Джоэлем Каденом и Тони Стэном. Он основан на стиле печатных машинок; однако, в отличие от большинства моноширинных шрифтов, символы имеют разную величину.
Далее
Проверить
Узнать результат
Определите шрифт на постерах к фильму
Правильно. Это — Avant Garde Gothic, семейство геометрических шрифтов без засечек, основанное на дизайне логотипа, который используется в журнале Avant Garde. Херб Любалин разработал логотип и шрифт для заголовков, а затем, работая с Томом Карнасом, партнером дизайнерской фирмы Любалина, превратили идею в полноценный шрифт.
Неверно. Это — Avant Garde Gothic, геометрический гротеск от Херба Любалина
Неверно. Это — Avant Garde Gothic, геометрический гротеск от Херба Любалина
Далее
Проверить
Узнать результат
Определите геометрический гротеск
Неверно. Это — Avenir, геометрический гротеск от Адриана Фрутигера
Правильно. Это — Avenir, еще один геометрический шрифт без засечек. Разработан Адрианом Фрутигером в 1987 году и выпущен в 1988 году компанией Linotype GmbH. Слово avenir по-французски означает «будущее».
Похож, но неверно. Это — Avenir, геометрический гротеск от Адриана Фрутигера
Далее
Проверить
Узнать результат
Определите шрифт на постерах
Правильно. Это — Bank Gothic, разработанный в фирме American Type Founders в 1930-33 годах дизайнером Моррисом Ф. Бентоном. Квадратный гротеск с капителью на месте строчных знаков. Bank Gothic — фаворит от голливудских дизайнеров, создающих постеры к фильмам.
Неверно. Это — Bank Gothic, фаворит от голливудских дизайнеров, создающих постеры к фильмам.
Неверно. Это — Bank Gothic, фаворит от голливудских дизайнеров, создающих постеры к фильмам.
Далее
Проверить
Узнать результат
Узнали шрифт на постерах? Это — ...
Такого шрифта нет. Это название одной из компаний, которые создали версию шрифта Clarendon 
Правильно. Это — шрифт, похожий на Clarendon, классическая форма которого, зародилась в Англии в 1845 году в ответ на индустриализацию. Шрифт Clarendon, набранный мелким шрифтом, по-прежнему остается разборчивым, а при более крупном шрифте его индивидуальный стиль привлекает внимание.
Очень близко, но неверно. Это фамилия дизайнера, создавшего шрифт Clarendon от фирмы Linotype в 1953 году (дизайнер Г.Эйденбенц).
Далее
Проверить
Узнать результат
Какой шрифт на постерах к фильмам?
Правильно! Шрифт Compacta был создан в 1963 году Фредом Ламбертом, британским графическим дизайнером, который впоследствии преподавал типографику в Лондонском колледже печати. Compacta был самым успешным шрифтом Ламберта.
Похож на Bebas, но это не он. Шрифт Compacta был создан в 1963, а Bebas намного позже.
Похож на Oswald, но это не он. Шрифт Compacta был создан в 1963, а Oswald в 2011. 
Далее
Проверить
Узнать результат
Узнали шрифт на постерах к фильмам?
Неправильно! Это — Cooper Black, акцидентный сверхжирный шрифт с мягкими засечками
Неправильно! Это — Cooper Black, акцидентный сверхжирный шрифт с мягкими засечками
Правильно! На постерах шрифт Cooper Black — акцидентный сверхжирный шрифт с мягкими засечками, предназначенный для использования в заголовках и в рекламе. Разработан Освальдом Купером и выпущен в 1922 году словолитней Barnhart Brothers & Spindler. 
Далее
Проверить
Узнать результат
На постерах к фильмам Didot, FF Din или Century 
Неправильно! Это — FF Din, шрифт без засечек в индустриальном или «гротескном» стиле
Неправильно! Это — FF Din, шрифт без засечек в индустриальном или «гротескном» стиле
Правильно, это FF Din! На постерах относительно новый шрифт по сравнению с уже упомянутыми ветеранами, он был создан в 1995 году Альбертом-Яном Пулом. Шрифт без засечек в индустриальном или «гротескном» стиле. DIN — это сокращение от Deutsches Institut für Normung.
Далее
Проверить
Узнать результат
На постерах к фильмам Friz Quadrata, Frutiger или Univers? 
Верно! Это — Friz Quadrata, шрифт без засечек, разработанный Эрнстом Фризом и Виктором Карузо для Visual Graphics Corporation в 1965 году. Может применяться для акциденции и набора рекламных текстов. Кириллическая версия разработана в фирме ПараТайп Александром Тарбеевым в 1997 году. 
Неправильно! Frutiger тоже сериф, но они разные, как небо и земля
Неправильно! Univers тоже сериф, но символы разные, как небо и земля
Далее
Проверить
Узнать результат
На постерах Frutiger, Univers или Futura? 
Верно, это — Frutiger. Гуманистический гротеск без засечек, созданный Адрианом Фрутигером в 1976 году. Шрифт, названный в честь швейцарского дизайнера Адриана Фрутигера, была оценен Эриком Шпикерманном как «лучший общий шрифтом из когда-либо существовавших».
Неправильно! Univers тоже отличный сериф, но они разные, начинающему сложно их отличить
Неправильно! Futura тоже сериф, но геометрический
Далее
Проверить
Узнать результат
Давайте усложним? На постерах Frutiger, Univers, Futura или Gilroy? 
Неправильно! На постерах не Frutiger.  Попробуйте еще раз!
Неправильно! На постерах не Frutiger. Попробуйте еще раз!
Совершенно верно! На постерах Futura — один из моих любимых геометрических гротесков. Шрифт создан между 1924 и 1926 годом немецким дизайнером Паулем Реннером.
Неправильно! На постерах не Gilroy. Попробуйте еще раз!
Далее
Проверить
Узнать результат
Продолжим? На постерах Garamond, Gill Sans, Century или Trajan? 
Неправильно! На постерах не Trajan. Попробуйте еще раз!
Неправильно! На постерах не Century. Попробуйте еще раз!
Неправильно! На постерах не Gill Sans. Попробуйте еще раз!
Отлично! Вы разбираетесь в ранних антиквах. Гарамон — название семейства гарнитур, основанных на рисунках французских типографов шестнадцатого столетия Клода Гарамона и Жана Жаннона.
Далее
Проверить
Узнать результат
Определите шрифт на постерах 
Неправильно! На постерах не Sabon. Попробуйте еще раз!
Неправильно! На постерах не Trade Gothic. Попробуйте еще раз!
В яблочко! Gill Sans — семейство шрифтов класса гуманистических гротесков, разработанное Эриком Гиллом. Выпущен компанией Монотайп в период 1928 – 1930 годов. Кириллические версии разработаны Владимиром Ефимовым и Изабеллой Чаевой компанией ПараТайп в 1997 году и назывались Гуманист 521 (Humanist 521). 

Неправильно! На постерах не Univers. Попробуйте еще раз!
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите название гуманистического гротеска на постерах
Вы правы, на постерах Optima — гуманистический гротеск, разработанный Германом Цапфом в 1958 году. Шрифт Optima классифицируется как шрифт без засечек, несмотря небольшие штрихи на концах. 
Неправильно! На постерах не Trade Gothic. Попробуйте еще раз!

Неправильно! На постерах не Proxima Nova. Попробуйте еще раз!
Неправильно! На постерах не Univers. Попробуйте еще раз!
Далее
Проверить
Узнать результат
Вы первоклашка в типографике. Срочно подтяните свои знания!
Последуйте моему совету и прочитайте главу №6 «Типографика и шрифты». Если у вас появились сомнения в правильности ответов, то напишите мне на dvaklika@brenda.ru
Пройти ещё раз
Скорее всего, вы начинающий дизайнер
Еще не все пропало, прочитайте еще раз главу №6 «Типографика и шрифты». Если у вас появились сомнения в правильности ответов, то напишите мне на dvaklika@brenda.ru
Пройти ещё раз
Вы дизайнер, преданный типографике
Вы любите шрифты и знаете базовые правила типографики. Не забывайте заглядывать в главу №6 «Типографика и шрифты», там ждут обновления Если у вас появились сомнения в правильности ответов, то напишите мне на dvaklika@brenda.ru
Пройти ещё раз

Шрифты в дизайне

Использование шрифтов в дизайне
Шрифт Caslon с засечками используют для набора книг. Bodoni не используют для набора большого массива текста, но зато он блистает в заголовках журналов. Roboto Slab был создан для использования в цифровой среде.
Helvetica — швейцарский нож в графическом дизайне. Он входит в группу новых гротесков для универсального использования. Хорошо смотрится на плакатах, в книжном наборе и в цифровой среде. Brush-up и Heroe — яркие примеры декоративных шрифтов. Им нашли применение в буквицах и заголовках при оформлении глянцевых журналов.

Давайте рассмотри возможности типографики поближе. Начнём с одного из острых вопросов — сочетание гарнитуры и фирменного знака в фирменном стиле.
1
Шрифт и логотип

В этом примере используются два сочетания — выразительный логотип «Восход» и фирменное написание «Живой хлеб». В примере с Живым хлебом найдено сочетание рукописного и акцидентного шрифтов.
2
Контрастные заголовочные шрифтовые пары

Это сочетание крупного заголовка и небольшого текста, типа анонса или врезки. Удачное решение для верстки статей для журналов или сайтов. Шрифты в такой паре могут быть полными противоположностями

3
Строгие текстовые шрифтовые пары

Это сочетание аккуратного подзаголовка и текстовой полосы. Такая пара пригодится для верстки статей со сложной структурой, где кроме заголовка есть подзаголовки и выделения внутри текста. Это преимущественно текстовые гарнитуры, антиквы, гротески и брусковые шрифты.

Сочетания шрифтов

Jack Qiao обучил нейронные сети (веб-сервис Fontjoy) подбирать гармоничные шрифтовые сочетания при помощи обучаемого алгоритма.
Сочетание шрифтов, вероятно, одна из самых интересных и сложных задачек в типографии. Там нет определенных правил и это делает процесс интересным. Конечно, есть рекомендации. Чтобы получить захватывающий вариант, от вас потребуется знание шрифтов, творческая смекалка и терпение. Результат превзойдет ваши ожидания, а время, которое вы потратите окупится во сто крат.

В этом уроке рассказывается о двух простых трюках, которые дадут вам преимущество перед другими дизайнерами. Полная версия о способах гармоничного сочетания шрифтов даётся в платной версии этого курса.
Как правильно подбирать шрифты?
Гарнитуры Gotham Pro и Merriweather хорошо сочетаются, потому что у них очень близкие высоты строчных знаков.
1
Возьмите высоту строчного знака

Самый простой способ подобрать несколько шрифтов для вашего проекта — взять за основу высоту строчного знака. Если высоты совпадают или очень близки, то такие гарнитуры хорошо сочетаются, так как имеют одинаковый визуальный вес.
Суперсемейства PT Sans + PT Serif, Roboto + Roboto Slab, Noto + Noto Serif созданы, чтобы упростить дизайнеру выбор среди множества шрифтов. Соединяя шрифты из семейств, дизайнеру проще найти гармоничные шрифтовые пары.
2
Используйте шрифты из суперсемейств

Использовать шрифты из суперсемейств — ещё один способ найти гармоничное сочетание двух и нескольких шрифтов для проекта. Некоторые гарнитуры разрабатываются большой шрифтовой группой, но могут быть с засечками и без. Примеры таких семейств Roboto и Roboto Slab, PT Sans и PT Serif, IBM Plex Sans и IBM Plex Serif.

Сложно ошибиться, используя стили одного суперсемейства. Они создаются именно с целью упростить дизайнеру выбор шрифта. Начните с этого способа. Он поможет развить навыки комбинирования шрифтов.
Совет
Не используйте слишком много шрифтов в одном проекте. Иногда бывает достаточно двух-трёх шрифтов в веб-проектах.

Конечно, бывают исключения. Как правило, в дизайне упаковки вам приходится искать баланс между 3-мя и более шрифтами. Например, один шрифт в названии бренда, другой — в преимуществах или заголовках, третий — в блочном тексте со служебной информацией.

Это советы для новичков. Варианты использования большого количества шрифтов приводит в своей книге Александра Королькова.
пример использования
Начинающему типографу лучше научиться ограничивать себя
минимальным количеством гарнитур. Понимание необходимости
и принципов работы с большим их числом приходит со временем.
Материалы к главе
  1. Книга Тима Брауна | Сочетание шрифтов (гарнитур)
  2. Инструмент Canva для поиска сочетания шрифтов | Canva web tool
  3. Примеры (бесплатно) сочетания шрифтов | Typespiration
  4. Примеры стилевых сочетаний шрифтов | FontPair
  5. Поиск вдохновения в сочетании шрифтовых пар | typ.io
  6. Сервис Fontjoy подбирает гармоничные комбинации для идеального сочетания шрифтов. | fontjoy
Терминология
Рис. А. У каждой части буквы есть свое имя. Главные термины, которые нужно знать: курсив, сериф, вертикальные и горизонтальные штрихи, строчные и прописные буквы, верхние и нижние выносные элементы.
Основные термины
Русская типографика сравнительно молодая, если сравнивать её с европейской. Основы терминологии заложили Владимир Кричевский и Владимир Ефимов. В этом уроке мы следуем терминам Ефимова, потому что она ближе к современным понятиям и созвучна с компьютерным терминам в графических приложениях. Для тех, кто ищет отличия в терминологии русской типографики, рекомендую читать книги Владимира Кричевского «Типографика в терминах и образах» и Юрия Гордона «Книга про буквы: от Аа до Яя».

Для описания графической формы букв используют специальную терминологию. Вам необходимо знать ключевые термины, которые определяют букву: высота строчного и прописного знака, засечка, открытость букв, основные и соединительные штрихи и апертура.
Доминирующий вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу знака. Как правило, основные штрихи толще, чем соединительные. В округлых формах знаков основной штрих называется наплыв.
Горизонтальный, наклонный или изогнутый штрих, соединяющий основные штрихи. В шрифтах с выраженным контрастом обычно тоньше, чем основной штрих.
В антиквенных шрифтах – короткий, обычно перпендикулярный штрих, которым начинается и заканчивается основной штрих знака.
В старой литературе иногда называется «отсечка». Один из основных признаков шрифтовой формы.
Буква, которая по своему размеру меньше прописной (заглавной) буквы и иногда отличается от неё и по рисунку, например, наличием выносных элементов.
Сериф, засечка
Основной штрих
Соединительный штрих
Строчная буква
Степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты и открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой (Futura).
Верхний выносной элемент строчной буквы, выступающий вверх, за верхнюю линию строчных, у латинских «b», «d», «f», у кириллических «б», «ф».
Нижний выносной элемент — часть буквы или другого знака, опущенная ниже линии шрифта.
Буква, отличающаяся от строчных высотой, а иногда и формой. С прописных букв начинают первое слово в предложении, имена собственные и другие слова в соответствии с орфографией данного языка.
Расстояние от линии шрифта до верхней линии строчных, то есть высота строчных букв без свисаний и выносных элементов (рост строчной «х»). Также называется «величина очка строчных».
Прописная буква
Апертура
Выносной элемент
Высота строчной буквы
Оптические иллюзии
Графический дизайнер Эмиль Рудер в книге «Типографика» отмечает особенность восприятия человеческого глаза: «Печатная литера, которую глаз, находит "правильной", не может быть построена. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и к более слабому восприятию вертикальных частей. Оптические иллюзии нельзя отбросить как пустяки, и всякий проектировщик должен представлять себе связанные с этим проблемы».
Пауль Клее тоже выражает скептицизм к геометрии: «Мы конструируем и конструируем, а всё же интуиция и доныне — хорошее дело. Без нее можно многое, но не всё».
Понимание оптических иллюзий в типографике помогает создавать эстетически верные проекты.

А—геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте. B — при точном разделении нижняя часть кажется меньше по высоте. Ç — вертикальная линейка зрительно становится тоньше. D — горизонтальные линии зрительно удлиняют квадрат в высоту. E — вертикальные линии расширяют квадрат. F— черный квадрат при уменьшении выглядит как круглая точка. G—белый квадрат на черном выглядит крупнее своего брата на белом. рис H. K— геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину
Геометрия букв в шрифте построена на знании и понимании оптического эффекта. Основные вертикальные штрихи всегда толще, чем горизонтальные. Буквы, построенные на овалах, зрительно кажутся меньше, чем их братья с вертикальными и горизонтальными штрихами, поэтому дизайнеры делают их выше и ниже базовых линий.
В места, где соединяются основные и соединительные штрихи, вносят облегчающие «клинья», иначе будут образовываться оптические залипы (см. рисунок). Острые углы в местах стыка штрихов облегчают, визуально показывая стройность соединений.

А— геометрически правильный центр находиться ниже оптической линии. B — верхнее и нижнее свисание в круглых буквах оптически выравнивает букву в размерах. Ç — оптические клинья улучшают восприятие и устраняют залипы.

Материалы

Библиотекус Артемия Лебедева

Артемий Лебедев оцифровал и опубликовал на специальном сайте личное собрание книг о шрифтах и каллиграфии.

На веб-сайте Лебедева собраны редкие книги, которые ни найти, ни купить. В Библиотекусе лежат идеального качества сканы книг «Искусство шрифта. Работы московских художников книги», «Logo, font & lettering bible» Cabarga Leslie, «Великие шрифты» Владимира Ефимова,

На сайте есть фильтры по годам издания, авторам и издательствам, а также поиск по ключевым словам. Можно набрать простые ключевые запросы, например, «шрифты» или «logo».

Артемий Лебедев оцифровал и опубликовал на специальном сайте личное собрание книг о шрифтах и каллиграфии.

Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959–1974

Это одна их тех книг, которые поражают качеством, размерами и подходом. В альбоме собран дизайн пятидесяти девяти московских художников книги. Издание охватывает более чем пятнадцатилетний период (с 1959 по 1974 год) советского шрифтового искусства.

В альбоме художников (сегодня мы их называем дизайнерами) собраны примеры товарных знаков (марки издательств), обложки книг, шрифты, афиши, титульные листы и суперобложки. В основном, это дизайн советских книг: от детских до научно-популярных.

В книге представлены работы Максима Жукова, Михаила Аникста, шрифты Галины Банниковой и Николая Кудряшова. Полистайте скриншоты, чтобы понять, насколько оригинальными и интересными выглядят развороты книги.

Посмотреть в Библиотекусе | скачать архив (543 мб.)

Книга Александры Корольковой — это попытка объять большое количество информации по типографике.

Александра Королькова «Живая типографика»

Шрифтовой дизайнер, книжный дизайнер, типограф, теоретик шрифта и типографики. Арт-директор словолитни Paratype. Девятый лауреат премии имени Шарля Пеньо, вручаемой ATypI раз в несколько лет дизайнеру до 35 лет «за выдающийся вклад в шрифтовой дизайн» (2013).

Автор статей и видео, которые я несколько раз перечитывал и пересматривал, написала книгу «Живая типографика» (первое издание — 2007, переиздана в 2008, 2010 и 2012).

В книге Александры мне понравились примеры на русском языке. Их не найти в популярных источниках по типографике на английском языке, это примеры и комментарии из нашего времени, без которых не понять, как строятся современные русские буквы. Пожалуй, это самая большая ценность этой книги.

Второе, что мне запомнилось — это подробное изложение деталей, которые может отметить только профессионал своего дела. Дизайнер, который каждый день работает с материалом, рассказывает о нюансах своей профессии. Это ценная информация, которую можно посмотреть на youtube и прочитать «Как разобраться в кириллице» в блоге Паратайп (начало статьи в ЖЖ).


Скачать книгу Александры Корольковой можно с облака. Книга «Живая типографика» теперь бесплатна. Автор пишет: «Тираж распродан, издательство какое-то время назад закрылось. Поступали предложения о переиздании, но за те десять лет, которые прошли со времени первой публикации, кое-что в тексте устарело, да и вообще сейчас уже стоило бы писать по-другому.»


Скачать книгу PDF


Книга Александру Корольковой — это попытка объять большое количество информации по типографике.

Материалы, инструменты, статьи

  1. Сочетания русских шрифтов | typotheque.com
  2. Генератор шрифтовых сочетаний | fontjoy
  3. Фильм Гельветика (Helvetica Film), 2007 | Видео
  4. Справочник Паратайп | Сайт
  5. Canva Font Combinations | Tool/collection
  6. А. Королькова «Шрифт в современном мире» | Видео | книга «Живая типографика»
  7. Шрифты. Происхождение видов | Презентация
  8. Бесплатные шрифты | Телеграм канал
  1. Великие шрифты. Times New Roman | Статья Владимира Ефимова.
  2. Глава Таймс Нью Роман в книге «Великие шрифты». Скачать в pdf.
  3. Журнал о шрифте и типографике | Сайт Шрифт
  4. Энциклопедия Паратайп | Сайт
  5. Где взять бесплатные и качественные шрифты | Google fonts, Myfonts
  6. Международная ассоциация типографов | TypI
  7. Калькулятор величин | type tool by Jeremy Church

Тест по типографике

Типографика — это элемент хорошего дизайна.
Она «окрашивает» слова в нашем языке и придаёт им смысл. Правильное использование типографики гарантирует скорую коммуникацию с аудиторией, а также притягивает внимание к сообщению, делая его уникальным и выделяя среди тысячи подобных.
Начать тест
Сравнение интервалов. Выберите лучший вариант.
Неверно. Слишком большой интервал между словами создает пробелы, заставляя читателя читать отдельные слова, а не фразы или блоки текста. Подробнее о интервалах в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Правильно. Интервалы между словами равны ширине символа строчной буквы «м» или «o». Подробнее о интервалах в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Сравнение интервалов. Выберите лучший вариант
Неверно. Крупные заголовки требуют меньше интерлиньяж и меньше интервалы между знаками, более мелкие заголовки требуют разрядки по горизонтали. Подробнее о рекомендациях в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Правильно. Для более крупного шрифта требуется меньшее расстояние между знаками, чем для более мелкого шрифта, Подробнее о рекомендациях в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший вариант
Правильно. Строчные буквы читать проще, чем ЗАГЛАВНЫЕ, так как человек читает слова целиком. Подробнее о рекомендациях в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Неверно. Человек в силу привычки читает не конкретные буквы, а слова целиком, поэтому в верхнем регистре читать сложнее. Подробнее о рекомендациях в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший вариант
В варианте А кернинг между парами букв выглядят правильнее, чем в варианте Б. Подробнее о интервалах в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Почти незаметно, но интервал между буквами «L» и «Y» выглядит чуть больше, чем необходимо. Сдвиньте вторую «L» ближе к букве «Y». Подробнее о интервалах в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший абзац
Строки текста в этом абзаце слишком длинные. Чтобы исправить это, нам нужно либо увеличить размер шрифта и высоту строки, либо уменьшить длину строки. Подробнее о идеальном абзаце в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Идеально сбалансированный абзац. Длина строки 55 символов, кегль 26 пунктов, а интерлиньяж 44 пункта. Подробнее о идеальном абзаце в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите идеальный абзац текста
Строки текста расположены слишком близко друг к другу. Чтобы исправить это, либо уменьшите размер текста, либо увеличьте как высоту строки. Подробнее о идеальном абзаце в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Почти идеально сбалансированный абзац. Длина строки 52 символа, кегль 38 пунктов, а интерлиньяж 62 пункта. Подробнее о идеальном абзаце в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите идеальный абзац текста
Почти идеально сбалансированный абзац. Длина строки 52 символа, кегль 38 пунктов, а интерлиньяж 62 пункта. Подробнее о идеальном абзаце в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Строки текста расположены далеко друг от друга. Чтобы исправить это, либо увеличьте размер текста, либо уменьшите как высоту строки. Подробнее о идеальном абзаце в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший пример
Текст, набранный прописными буквами, требует большей «разрядки». Почему прописным надо давать больше «воздуха», в главе №6 «Типографика и шрифты». Подробнее в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Слово «ТИПОГРАФИКА» набрано строчными буквами. Дизайнер увеличил трекинг, поэтому текст проще читается, чем в варианте «А». Подробнее в главе №6 «Типографика и шрифты» (платный контент)
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший пример
В параграфе «А» слово «рыба» взято в правильные типографские кавычки.
Вариант «Б» создан дизайнером, который в слове «рыба» вместо типографских кавычек использовал знак дюйма. В русской типографике рекомендуется использовать «ёлочки» и „лапки“.   
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший пример параграфа
Правильно! В параграфе «А» стандартные интервалами между букв, созданные дизайнером профессионалом, в варианте «Б» — избыточная разрядка. Подробнее о рекомендациях в главе №6 «Типографика и шрифты»
В варианте «Б» дизайнер увеличил интервалы, что делать не рекомендуется. Есть простое правило — прописные буквы всегда разряжаются, прописные — никогда. О рекомендациях в типографике в главе №6 «Типографика и шрифты»
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший пример и найдите «вдову»
Вариант «А» — работа дизайнера, который знает, как убрать вдов и сирот. В варианте «Б» дизайнер оставил слово «века» в конце параграфа — это вдова. Подробнее о рекомендациях в главе №6 «Типографика и шрифты»
В варианте «Б» дизайнер оставил слово «века» в конце параграфа — это вдова. Как исправить и сделать абзац текста лучше — в главе №6 «Типографика и шрифты»
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший пример. Интервалы
В варианте «А» —порядок. Интервалы между абзацами и заголовками равны. В варианте «Б» параграф чуть хуже, так как заголовок «отвалился» от абзаца. О рекомендациях про идеальный параграф читайте в главе №6 «Типографика и шрифты»
В варианте «Б» заголовок «прилепился» к верхнему абзацу. Смотрится неряшливо. Как исправить и сделать абзац текста лучше читайте в главе №6 «Типографика и шрифты»
Далее
Проверить
Узнать результат
Выберите лучший пример. Визуальная иерархия
Вариант «А» неплохой, но «Б» — лучше. В варианте «Б» заголовок более контрастный, чем в варианте «А». О заголовках и визуальной иерархии читайте в главе №6 «Типографика и шрифты»
В варианте «Б» заголовок более контрастный, чем в варианте «А». Смотрится более цельно, так как понятно, кто главный. О заголовках и визуальной иерархии читайте в главе №6 «Типографика и шрифты»
Далее
Проверить
Узнать результат
Вы первоклашка в типографике. Срочно подтяните свои знания!
Последуйте моему совету и прочитайте главу №6 «Типографика и шрифты». Если у вас появились сомнения в правильности ответов, то напишите мне на dvaklika@brenda.ru
Пройти ещё раз
Скорее всего, вы начинающий дизайнер
Еще не все пропало, прочитайте еще раз главу №6 «Типографика и шрифты». Если у вас появились сомнения в правильности ответов, то напишите мне на dvaklika@brenda.ru
Пройти ещё раз
Вы дизайнер, преданный типографике
Вы любите шрифты и знаете базовые правила типографики. Не забывайте заглядывать в главу №6 «Типографика и шрифты», там ждут обновления Если у вас появились сомнения в правильности ответов, то напишите мне на dvaklika@brenda.ru
Пройти ещё раз
Советы по типографике

Как выбрать шрифт?

Как часто вы задумываетесь над тем, какой выбрать шрифт? Авторы ролика утверждают, что все сводится к теме сообщения. Создавая дизайн, задумайтесь, какое будет сообщение и как вы хотите его донести.

Совет 1. Думайте об аудитории и настроении вашего сообщения

Авторы ролика дают советы, с которыми я абсолютно согласен. Сначала я думаю о сообщении, затем представляю целевую аудиторию, которой адресуется моя мысль. Щёлк, и мои мысли перескакивают на настроение и тон. Да, именно настроение моего сообщения определяет стиль шрифта.

Если это дизайн упаковки, то я хочу знать, кто будет покупателем и стараюсь выбрать именно тот шрифт, который лучше всего передаст основное послание. Если это упаковка хлебцов для тех, кто думает о здоровом образе жизни, то я выбираю шрифт, который будет выглядеть серьёзно. Если это снеки для школьников и быстрого перекуса, то и сообщение будет немного весёлым.
Совет 2. Разделите шрифты на 3 группы
Чтобы упростить вам задачу, авторы ролика советуют сузить выбор шрифтов и условно разделить их на 3 большие категории. Первая категория — это шрифты с засечками (или антиквы), вторая — без засечек (или гротески, говоря профессиональным языком), третьи — это декоративные шрифты.

Шрифты с засечками имеют небольшие ножки, которые крепятся к букве сверху или снизу. Ножки и вертикальные палочки называют штрихами. Так вот, засечки или «Sans» — по-французски это «без». Гротеск — это рубленый шрифт, то есть без засечек. Ну а декоративные шрифты не нуждаются в пояснении.
Совет 3. Создайте свой топ из каждой категории шрифтов
И последний совет от авторов ролика, который мне понравился больше всего — создайте свой топ-10 шрифтов из каждой категории и каждый раз, когда вам нужно выбрать шрифты, заглядывайте в свой список.
Резюме по выбору шрифтов
Суммирую основные мысли о том, как выбрать шрифт для вашего дизайна. Во-первых, думайте о свой целевой аудитории и настроении вашего сообщения. Во-вторых, группируйте шрифты на 3 большие группы: антиквы (с засечками), гротески и декоративные. В-третьих, составьте свой любимый список шрифтов и заглядывайте в него каждый раз, когда перед вами стоит вопрос «Какой выбрать шрифт?»
Совет 4. Используйте в дизайне только качественные шрифты
От себя замечу, что не все шрифты одинаково хороши. Преподавая типографику в колледже, я заметил, что студенты, как правило, скачивают шрифты с интернета, не задумываясь о качестве, а тем более, об авторских правах. Каждый раз, когда вы создаете дизайн за деньги, знайте, что у шрифта есть автор.
Как узнать, какую версию шрифта вы используете? Читайте лицензионное соглашение, которое идет к каждому шрифту, Если его нет, то, скорее всего, это пиратская версия.
Где брать качественные и надежные шрифты для дизайна?
Хороших разработчиков шрифтов с качественной поддержкой кириллицы немного. Самый известный — это Паратайп. На его странице можно найти платные и бесплатные шрифты. Самая большая библиотека русских шрифтов находится на Fonts Google. На сайте TypeType можно бесплатно протестировать платные шрифты и скачать бесплатные.
Ищите качественные версии на Леттерхеад, PangramPangram, Behance, Parachute fonts, Type Today и др.