Правила графического дизайна

Гештальт — группа принципов визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в 20-х годах. Является фундаментальной основой графического дизайна
ОТРЫВОК ИЗ УРОКА
Здравствуйте! Добро пожаловать в серию статей по графическому дизайну для начинающего дизайнера. В первой части большой темы о базовых элементах я рассказывал о точках, линиях и плоскостях. Сегодня отрывок из третьей части онлайн-курса про черепа, русалку Октавио Окампо, логотипы и собак. Интересно? Самые любопытные будут вознаграждены!
«Пустое пространство следует рассматривать как активный элемент, а не пассивный фон» — Ян Чихольд

Что такое гештальт принципы или главное о законах восприятия информации

Гештальт в изображении. Когда зритель обрабатывает, казалось бы, случайное расположение черных фигур на белой странице (слева), человеческая тенденция находить и распознавать узоры позволяет появиться изображению далматина (справа) под лиственным деревом.
Хотя гештальт и его принципы относятся к психологии и связанны с «поиском шаблонов» человеческой мысли, графические дизайнеры и художники применяют гештальт-теории, как способ создания надежной основы для пространственной организации графической информации. Для художников и графических дизайнеров существует два широких компонента, которые учитываются при применении принципов гештальта к композиции:
  • Отдельные части композиции, точки, линии и плоскости, можно анализировать и оценивать, как отдельные компоненты.
  • Цельная композиция, которая отличается суммой взятых частей и в конечном итоге создает новый компонент.
Разберем рисунок с собакой. В то время как изображение может быть разбито на отдельные черные фигуры, именно расположение всех этих элементов в кадре дает всему изображению ощущение собаки в сцене. Именно как расположены черные пятна — по отношению друг к другу и границам изображения позволяет узнаваемому изображению появляться в нашем сознании. Именно эта гешталь-организация воспринимается зрителем как общая композиция, а не отдельные элементы.

◼︎ ◼︎ ◼︎

Аналогичным образом, когда графические дизайнеры создают плакат, они не только тщательно подбирают типографику, изображения и иллюстрации, которые они собираются использовать, но также и то, как все эти отдельные элементы будут существовать и соотноситься друг с другом в логическом пространстве. Организация всего плаката — определение того, где и как все элементы будут соотноситься и усиливать друг друга. Именно это заставляет дизайн работать и доносить свой замысел до зрителя.

Закон фигура-фон в логотипах. Хотя фигура (слева) и фон (в центре) самодостаточны и узнаваемы, в комбинации фигура-фон символ запоминаются лучше.
Дизайн и расположение фигур жизненно важны для создания успешного символа. На изображении с логотипом Shell демонстрирются отдельные элементы: желтая фигура и красный фон. При объединении создаётся не только узнаваемый образ, морская раковина, но и рождается корпоративный символ. Хотя каждый из элементов успешен сам по себе, сочетание фигуры с фоном рождает наиболее удачный образ.
Слева Октавио Окампо, Череп. Справа — Петя и волк
Мексиканский художник-сюрреалист пишет свои картины, наполненные иллюзиями. Соединяя реалистические и метафорические образы, художник играет нашим сознанием. Октавио Окампо (см. рисунок слева) использует теорию Гештальта, чтобы сообщить свое использование формы и ритма для создания скрытых изображений (в данном случае, черепов) из, казалось бы, не связанных изображений и форм. Подробнее о гешталь-теории в уроке №3 онлайн-курса по графическому дизайну.

◼︎ ◼︎ ◼︎

Иллюзии являются частью нашего восприятия. Существует мнение, что иллюзии, искажающие реальность, запускают творческие процессы. Используйте их силу в визуальной коммуникации.

Хотите влиять на визуальное восприятие? Добро пожаловать на онлайн-курсы по графическому дизайну.
Это был отрывок из урока «Гештальт: баланс, ритм и единство», который входит в онлайн-курс по графическому дизайну. Урок создан для понимания группы принципов визуального восприятия. Принципы разработаны немецкими психологами в 20-х годах. Основаны на теории, что «организованное целое воспринимается как большее, чем сумма его частей». Является фундаментальной основой графического дизайна
Скриншот страницы третьего урока онлайн курса по графическому дизайну.
Хотите научиться графическому дизайну? Подпишитесь на бесплатную версию онлайн курса на этой странице.
Купить курс можно уроками. В этой статье использованы материалы из второго урока платного онлайн курса по графическому дизайну.

Готовы начать?

С бесплатной версии онлайн курса по графическому дизайну

Базовый курс по графическому дизайну

Онлайн-учебник v.01
999
р.
Выбрать
Учебник онлайн-курса «Грамматика графического дизайна» состоит из базовых основ: элементы и принципы графического дизайна, теория цвета, типографика и дизайн-процесс.

Базовый курс по графическому дизайну

Учебник онлайн-курса «Грамматика графического дизайна» из базовых основ: элементы и принципы графического дизайна, теория цвета, типографика и дизайн-процесс.
999
р.
Выбрать

Об авторе курса

Привет, я — Бородин Евгений. Работаю арт-директором в Креативной студии Бренда. Чтобы стать дизайнером, я учился в художественном училище, затем в Архитектурной академии.
Я всю жизнь занимался тем, что изучал дизайн и искусство. Исследуя базовые темы по графическому дизайну я решил создать онлайн-курс. На русском языке очень мало контента, который мог бы помочь разобраться в основных принципах дизайна. Этот бесплатный курс является базовой основой для тех, кто хочет найти ответы о законах гештальта, теории цвета и принципах дизайна.

brenda.ru | @e_borodin
Бородин Евгений
арт-директор